Виды и параметры колесных дисков
Колесные диски – неотъемлемый элемент любого автомобильного колеса. Его основная функция – крепление шины и передача на нее крутящего момента, поступающего от приводных валов. Для производства дисков используются различные технологии и материалы.
Параметры дисков следующие:
• Диаметр.
• Ширина.
• Прочность.
Они определяют выбор в пользу того или иного варианта.
Назначение и конструктивные особенности
Конструкция колеса автомобиля определяет, какой диск будет на нем установлен. Этот элемент улучшает внешний вид колеса (активно используется в тюнинге), также он решает важную задачу – обеспечивает дополнительную безопасность во время движения машины по дороге. Шина крепится именно на диск, который затем крепится на ступице – подобную конструкцию и принято называть автомобильным колесом.
Шина на диске фиксируется при помощи специального элемента - кольцевого выступа. Борт шины располагается на полке. Она может быть:
• Стандартной.
• Плоской.
• Расширенной.
Шину принято сажать на внешняя полку. Она переходит в борт, который имеет различную форму профиля.
Основная задача, которую ставят перед колесным диском - правильная посадка шины. От этого зависит эффективности, безопасность и продолжительность эксплуатации во время движения. Исходя из этого, основные требования к диску – прочность и жесткость. Качество элемента определяется дополнительными параметрами, среди которых:
• Небольшие показатели массы.
• Геометрия.
• Устойчивость к повреждениям.
Они задаются непосредственно производителем. Требования связаны с тем, что колеса оказывают влияние на динамику движения автомобиля, также определяют показатели управляемости.
Виды колесных дисков
Специалисты составили следующую классификацию колесных дисков, которую нужно изучить, перед тем как приобретать эти элементы:
• Штампованые.
• Кованые.
• Составные.
• Литые.
Каждый из видов имеет преимущества, поэтому важно ориентироваться на особенности эксплуатации транспортного средства.
Важные сведения о штампованных дисках
Наиболее простые с точки зрения конструкции являются штампованные и стальные диски. Детали свариваются между собой, образуя необходимый элемент для установки шины.
Преимущества этого вида:
• Доступная стоимость.
• Прочность высокая.
• Устойчивость к сильным механическим повреждениям.
Если диск погнулся или испытал сильный удар, его можно выпрямить и продолжить эксплуатировать. В момент выбора нужно учитывать, что этот вид дисков имеет и ряд недостатков:
• Невзрачный внешний вид.
• Большие показатели массы.
• Подверженность коррозийным процессам.
Именно поэтому за штампованными и стальными дисками требуется дополнительный уход.
Литье как символ качественных изделий
Литые диски или легкосплавные производятся из алюминиевых или магниевых сплавов. Готовые изделия демонстрируют показатели высокой прочности и балансировку на высоком уровне. Внешний облик привлекательный. Преимущества этого вида дисков:
• Высокая прочность.
• Разнообразные дизайны и визуальные решения.
• Качественная балансировка.
• Небольшой вес изделия.
• Возможность соединения с обводом (сварка).
• Отвод лишнего тепла от тормозных механизмов.
Нужно учитывать и имеющиеся недостатки. Главный минус – хрупкость материала. Литые диски имеют зернистую внутреннюю структуру металла. Именно поэтому конструкция плохо сопротивляется ударам и иным механическим повреждениям. Если автомобиль часто передвигается по неровному дорожному покрытию, то постепенно накапливаются микротрещины, в результате которых диск может расколоться. Для того чтобы избежать поломки, рекомендуется увеличить толщины стенок, но тогда вес изделия возрастет. Восстанавливается поврежденный диск сложно, поэтому лучше его сразу заменить.
Ковка – надежность качества и гарантия долговечности
Кованые диски – усовершенствованная разновидность литых конструкций. В основе производства лежит применение штампованных алюминиевых сплавов. К ним добавляются магний и титан для усиления, а также осуществляется механическая обработка на завершающем этапе производства. В результате диск получает волокнистую структуру, которая состоит из нескольких слоев. Готовый диск:
• Прочный.
• Весит немного.
• Устойчив к ударным нагрузкам и механическим повреждениям.
Недостаток – высокая стоимость колесных дисков этого вида.
Комбинированные или составные диски – этот вид успешно сочетает в себе преимущества первых двух типов. В основе изделия лежит литая конструкция с коваными прочными и достаточно мощными ободьями. Дополнительно они прикручиваются болтами. К минусам можно отнести только высокую стоимость, но она оправдывается продолжительной эксплуатацией.
Параметры колесных дисков
Основные параметры колесных дисков, которые рекомендуется принимать во внимание в процессе выбора:
• Ширина обода – это показатель расстояния между полками.
• Диаметр.
• Вылет диска.
• Количество отверстий для крепления.
• Диаметр расположения отверстий.
Также во внимание нужно принимать диаметр центрального отверстия колесного диска.
Показатели и характеристики для ширины обода
Ширина обода должна в норме быть меньше показателей ширины профиля шины на 25-30%. Если эксплуатировать слишком широкие или узкие диски, то будет наблюдаться нарушение проектного профиля шины. В результате показатели ездовых характеристик будут хуже задуманных по проекту. Допустимое отклонение от нормы в расстоянии между полками - 0,5-1,0 дюйм для дисков диаметром до 14 дюймов и 1-1,5 дюйма , если показатель более 15 дюймов.
Диаметр диска колеса
Диаметр диска – размер под шину. Его принято измерять по уровню полок. Именно поэтому размерный ряд дисков различается – 10-22 дюйма.
Показатели вылета диска
Вылет диска – выступ элемента. С помощью этого показателя определяется расстояние от вертикальной оси до привалочной плоскости. Здесь проводится контакт со ступицей. Показатель вылета может быть:
• Нулевым.
• Положительным.
• Отрицательным.
При положительном показателе ступица диска выступает наружу относительно оси симметрии диска. Если же ступица утоплена относительно середины диска, то говорят об отрицательном вылете. Величину обозначают в мм и маркируют ET. Соответственно, ЕТ 30 – положительный вылет, ЕТ -30 – отрицательный вылет. Важно учитывать, что показатель должен выбираться с учетом рекомендаций производителя машины.
Дополнительные важные характеристики
Если будет допущена ошибка, то управляемость автомобиля ухудшается. Также снижается ресурс элементов подвески и трансмиссии. Происходит это потому, что изменение в показателях вылета влияет на изменение плеча действия сил. Также может изменяться плечо обкатки. Этот показатель влияет на качество торможения.
Диаметр расположения отверстий для крепления и их количество также должно оцениваться при выборе. Его принято маркировать сочетанием PCD. Первая цифра в показателе будет указывать непосредственно на диаметр расположения отверстий. Второе значение указывает на количество этих отверстий. Стандартные значения – 98-140 мм, количество отверстий – 4-6.
Диаметр центрального отверстия диска – следующий важный показатель, который требует внимания во время выбора подходящего варианта. Это значение должно быть в пределах 50-70 мм. Здесь важно помнить, что от этого зависит точность соединения со ступицей. Нужно учитывать особенность – точные значения относятся к штатным колесам. Если же покупать запчасти, то производитель может сделать отверстие немного большего диаметра. В комплекте же с дисками будут находиться наборы переходных колец. Центрирование в этом случае производится по маркировке PCD. При выборе колесных дисков необходимо учитывать целый ряд технических показателей. Нельзя не принимать во внимание качество материалов и надежность производителя.